Жители Удмуртии все чаще стали пользоваться кредитом при покупке автомобиля. По оценкам экспертов до конца этого года доля кредитных машин в общем объеме продаж может вырасти до 50%. Однако дальнейший рост этого сегмента банковских услуг может столкнуться с некоторыми сложностями из-за последних тенденций в потребительском спросе.
Кредитование давно стало для многих автолюбителей пропускным билетом для покупки более дорогих машин. Как отмечают эксперты, в 2013 году число автомобилей, которые были приобретены на кредитной основе, в России составило 45%. К началу следующего года эта цифра может вырасти до отметки в 50%. Для сравнения в 2004 году показатель доли кредитных автомобилей в России составлял 20%. Так что очевиден рост популярности и доступности этой формы покупки автомобиля и развитие рынка автокредитования в целом.
При этом в России потенциал роста доли кредитных автомобилей еще не исчерпан, для сравнения в Европе в кредит продается около 70% автомобилей, в Америке около 90%.
Между тем, в последние месяцы многие автопроизводители наблюдают снижение потребительского спроса на новые автомобили. Из-за этого некоторые заводы в России уже временно приостанавливают сборку или сокращают объемы производства.
По словам начальника отдела автокредитования Департамента развития розничного бизнеса ОАО «БыстроБанк» Анны Свинолуповой, начало года традиционно связано с небольшим снижением продаж, что обусловлено сезонным фактором, а также прекращением программы госсубсидирования процентных ставок. «С апреля мы ожидаем оживления на рынке продаж подержанных автомобилей, что непосредственно повлияет и на наши объемы», - отметила представитель банка.
В ряде ижевских автосалонов подтвердили некоторое снижение покупательской активности граждан, однако пока не называют его существенным. Зимние месяцы в целом для них не самые продажные, однако от части действительно связывают это с окончанием субсидирования процентных ставок со стороны государства. Они надеются все же, что позднее ситуация в некоторой степени выправится.
Совсем недавно ассоциация «Российские автомобильные дилеры», в которую входят около 500 компаний, обратилась в Министерство промышленности России с просьбой вернуть субсидирование ставки по автокредитам. По оценкам ассоциации, в 2013 году каждая десятая машина в России была продана по льготной схеме.
При этом дилеры предлагают стимулировать население покупать более дорогие автомобили, увеличив предельный порог для субсидирования ставки с 750 тысяч до 1 миллиона рублей. Около половины рынка новых авто приходится именно на эту ценовую категорию. Однако стоит, по их мнению, ужесточить требования к заемщикам и сократить размер субсидий банкам, предоставляющим льготное автокредитование.
Действительно, это могло бы оживить продажи новых автомобилей, а за одно благотворно повлиять и на экономику государства, ведь рост спроса приведет к восстановлению объемов сборки машин на российских предприятиях.
В последнее время все больше смещается вектор в сторону покупки подержанных автомобилей, хотя в кредит чаще всего берут все же новые. Собственно само предложение таких машин в России становится более обширным. Это связано, во-первых, с тем, что наши сограждане стали чаще менять свое средство передвижения. Если в прошлые годы нормальным было ездить на том же авто 7-10 лет, то теперь в среднем эксплуатация одним владельцем не превышает 3-5 лет.
«В этом году мы планируем, что структура продаж может измениться в сторону увеличения доли продаж подержанных автомобилей, - говорит представитель «БыстроБанка». - Это во многом связано с тем, что в целом рынок по продаже б/у автомобилей показывает рост, так например, по различным оценкам количество проданных на вторичном рынке автомобилей в России в 2013 выросло на 4,1 процента по сравнению с 2012 годом. При этом на рынке новых автомобилей в 2013 году наблюдалось падение продаж на 5% по сравнению с уровнем 2012 года».
На рынке автокредитования в Удмуртии работает несколько десятков банков, предлагающих различные условия. В зависимости от объема первоначального взноса, наличия залога и ряда других параметров, процентная ставка по кредиту на срок 5 лет может составлять от 12 до 20%. Большинство банков обязывают заемщиков оформить КАСКО и ОСАГО либо добавляют комиссию при отсутствии страхового полиса.
«Условия приобретения автокредита в нашем банке ориентированы на различные сегменты потребителей: есть кредитные предложения без первоначального взноса, для заемщиков, располагающих значительными собственными средствами в качестве первоначального взноса, действуют пониженные ставки, - рассказывает представитель «БыстроБанка». - С помощью наших кредитных программ можно купить в кредит как новый автомобиль, так и автомобиль с пробегом. Заемщик сам решает оформлять или нет ему страховку КАСКО, так как данное условие не является у нас обязательным. Кредит на приобретение нового автомобиля можно оформить непосредственно в автосалоне, а при покупке автомобиля с пробегом есть возможность заключить кредитный договоров без участия автосалона и приобрести автомобиль непосредственно у владельца ».
Сами банки считают автокредиты уже достаточно доступным механизмом для приобретения личного транспорта. По сути, снижение потребительского спроса объясняется общей тенденцией приберечь деньги. Ситуация в экономике из-за кризиса в отношениях России и Запада заставляют граждан более взвешенно подходить к совершению крупных покупок. По оценкам экспертов, в 2014 году в целом на рынке автокредитования будет замедление активности и темпы роста не превысят уровень 2013 года.